среда, 11 декабря 2013 г.

Весь мир театр: Отзывы и рецензия на спектакль "Кориолан" с Томом Хиддлстоном


Благодарим за перевод и подборку отзывов athlonangel (Лилию)

6 декабря 2013 года,  в 19.30 в Лондоне, состоялась премьера спектакля «Кориолан» с участием Тома Хиддлстона и Марка Гэтисса. После того, как первые эмоции слегка поутихли, очевидцы, попавшие на премьеру, делятся своими впечатлениями на страницах интернет-ресурсов. Вывод у всех один - многие дни ожидания того стоили. Актеры подарили зрителям два с половиной часа незабываемого путешествия в мир искусства. Аншлаг, полный зал, эмоции и страсть - все составляющие удачной премьеры слились воедино, чтобы в конце разразиться фейерверком зрительской любви, взорвавшимся десятиминутными овациями. 

Итак, теперь мой обзор по отзывам очевидцев о вчерашнем спектакле. И сразу начнем со спойлеров. Кто же не любит спойлеры, особенно, если они касаются любимых актеров?

Спойлер первый. 
Великолепно подобранный актерский состав (Смотреть здесь).
Спойлер второй.
Современная постановка (чем славится театр «Donmar»).
Спойлер третий.
Электронный саундтрек (нынче это модно на лондонских театральных подмостках).
Спойлер четвертый.
Душ, принятый на сцене (Джози! Вы - удивительный человек, раз позволяете своим актерам вытворять такое! Примечание переводчика - Josie Rourke, директор театра «Donmar»).
Спойлер пятый.
Одежда Хиддлстона (или ее отсутствие?).
Спойлер шестой.
Гомоэротический подтекст (возрадуйтесь, слешеры).
Спойлер седьмой.
Множество сцен с поцелуями.
Спойлер восьмой.
Том был настолько ошеломлен ответом зала, что, выйдя на поклон к публике, еле слышно повторял “спасибо”, а его глаза были полны слез благодарности в ответ на овации.


Прежде всего хочется отметить, что каждый из тех, кто посетил премьеру, вынес с нее свой собственный взгляд на постановку, характер персонажей и игру главных актеров. Неизменным для всех остается одно – «Кориолан» заслуженно носит звание одного из наиболее популярных у театралов произведений Шекспира. Предыдущие лондонские постановки длились более 2,5 часов, включая антракт, и у многих зрителей, пришедших на спектакль, резонно возник вопрос, какие же моменты и события были удалены из текста? Как оказалось, всё, что было принесено в жертву режиссером спектакля из текста Шекспира, только сыграло на руку пьесе, и даже слегка оживило повествование, оставив при этом основную канву повествования нетронутой.
 
Если забыли или не в курсе, то основа шекспировской пьесы – это история восхождения и падения Гая Марция Кориолан (Caius Martius Coriolanus), знаменитого римского полководца (более подробно читаем здесь).

«Кориолан» - это игра сложных взаимоотношений, возникших на фоне неразрешимых конфликтов между матерью и ее ребенком - Волумнией и Гаем. Это конфликт дуалистических отношений между мужчинами, ставших злейшими врагами, а затем, волею судьбы, союзниками в ходе войны - между Гаем Марцием и его злейшим врагом-другом Туллом Авфидием (Tullus Aufidius), которого играет Хэйдли Фрейзер (Hadley Fraser). Конфликт двух мужчин, разделенных непримиримыми противоречиями, вынужденных публично презирать друг друга и тайно уважать взаимный выбор другого; поставленных перед необходимостью смириться с неизбежным, что в итоге и приведет обоих к трагическому концу.

По отзывам зрителей Хэйдли Фрейзер был настолько убедителен в роли Тулла, что в последние мгновения пьесы, когда Тулл не смог “смирить свою ненависть к своему врагу со своей любовью к нему”, заставили зал рыдать, наблюдая за смертью Гая Марция. Цитата зрителя: “Это была одна из самых красивых сцен, которые я когда-либо видел”.

Понятие «современный взгляд на события давно минувших лет» отразилось на контексте пьесы – в новую театральную версию «Кориолана» мягко и цепко вплелись элементы псевдоклассических платьев, скомбинированных с узкими джинсами и современными костюмами, а также с обязательными короткими римскими мечами.  Плюс всё сопровождалось музыкой в стиле техно, типичной для театра «Donmar».


Сцена, где разворачивались события, выглядела невероятно сурово и аскетично, как пустой холст, - всего лишь  голый квадрат пола со стульями и металлической лестницей возле стены, ведущей к потолку. Но именно это и позволило разыгрывать на сцене признания в любви, ужасы смерти и сражений, передвигая минимум декораций.

Хочется отметить, что часть стульев выполняли двойную функцию. Актеры, незадействованные в какой-либо сцене, использовали их в качестве дополнительных сценических мест, со стороны наблюдая за происходящим. Стулья в соответствующей хореографии “перестраивались” под музыку «техно». 

Это слегка напрягло часть зрителей, так как именно этот музыкальный стиль напомнил многим злополучные танцевальные проекты. Но это было лишь первое впечатление, рассеявшееся в ходе спектакля, хотя Марк Гэтисс и сделал на этом небольшой акцент, используя однажды свой стул как сценический балетный станок под аккорды техно.

Что еще? Многие отметили, что в персонаже матери Гая, Волумнии, немногое осталось от основ,  заложенных Шекспиром, увидев лишь отдаленные намеки на Эдипов комплекс в отношениях с сыном. Как, впрочем, мало что осталось и от персонажа жены Гая Марция – Виргилии.  Бриджит Соренсен (Birgitte Hjort Sørensen, Virgilia) все-таки должна быть“женой, озвучивающей поступки мужа”, а не то, что зрители в результате увидели в ее исполнении.

Говоря о главных героях, стоит отдельно отметить Марка Гэтисса. Одетый  с шиком, в стиле бродяги, он, тем не менее, выглядел надежным, любящим и смешным.


Марк Гэтисс в «Кориолане» - “элегантность сцены”

Всего несколько примечаний.
Прежде всего, хочется развеять слухи о его наряде. Нет, на нем не было тоги, как пишут некоторые. Он не был одет в зауженные брюки, так полюбившиеся персонажам Тома и Хэйдли, - нет. На нем была облегающая рубашка с фиолетовым жилетом и куртка с объемными карманами, броская брошь на лацкане, брюки в стиле “твидди” и коричневые ботинки. Щеголеватый вид придавали манжеты и горжетка. Все в натуральных тонах, с оттенком оленьей кожи. Он не выглядел выходцем из низов, и в то же время его костюм не был привязан к конкретной эпохе.

Его персонаж - это остроумный любитель поиграть словами, который заставил зал пару раз разразиться смехом; играющий шекспировскими диалогами с присущим ему очарованием и изяществом, наполняющий пространство рядом с Томом Хиддлстоном многозначительностью и недосказанностью.  Игра отношений, возникших между Гаем и Менением Агриппой, верным другом Кориолана, в исполнении Марка Гэтисса.

Стоить отметить, что именно Марку, воплощавшему образ друга и отца, как никому другому, пришлось несладко в этой постановке. Человека с противоречивыми интересами, который не всегда способен достучаться до тех, кого любит. Человека, который горд и опечален действиями своего протеже /сына /любовника? Вынужденного в конечном счете принять неизбежное - кровавый конец, смерть близкого человека, когда Кориолан отказывается внять его мольбам. Смерть, на которую по-настоящему больно смотреть.

Том Хиддлстон в «Кориолане» - “душа сцены”.

Прекрасная игра. Сила, страсть и огонь, горевшие во взгляде и заворожившие публику, -  именно это слышно из уст тех, кто посетил премьеру «Кориолана»  вчера вечером.
Тому, несмотря на сложность персонажа, удалось показать, насколько трагически одинок бывает человек в своих устремлениях, даже если рядом находятся близкие.

Многих на премьере шокировала глубокая связь, показанная Томом и Марком во взаимоотношениях их персонажей - Гая и Менения.

Менений, друг, брат, с явными отеческими нотками в отношениях с Гаем, показан Марком и отражен в игре Тома так, что у многих посетителей возникло желание перечитать бессмертное творение Шекспира в поиске ответов, скрытых за многозначностью слов и поступков этих двоих.

Поразила невероятная сила перевоплощения, с которой Том воплотил характер своего персонажа, с легкостью манипулируя вниманием зрителей. Было непривычно видеть такого молодого актера в столь серьезной роли - обычно для этой роли утверждают актеров как минимум на пятнадцать лет его старше. Но любые протесты сметаются с языка, когда вы видите, с какой исключительной уверенностью Том манипулирует поступками своего персонажа, особенно, наблюдая, как Гай умирает в руках Тулла Авфидия. Вы видите даже с последних рядов страх в его мокрых от слез глазах. И если в первые минуты пьесы, как только убирают  занавес, у вас еще есть сомнения в том, достоин ли Том этой роли, то пройденный его персонажем путь от простого солдата до государственного деятеля, безупречен и поразителен в красоте актерской игры. И поверьте нам на слово, этот зал слишком мал для его таланта.

Том и Хэйдли на славу отработали первый акт, состоявший большей частью из стычек и сражений. Как дикие звери, они с остервенением сражались на мечах, продемонстрировав технику и мастерство, вложенные в них хореографами театра. Именно такими были их персонажи.

Том был восхитительным, ярким, подчеркнувшим каждый аспект личности Кориолана.  ”…Ребячество и стремительность, антагонизм, высокомерие, уязвимость. Показав пройденный путь и борьбу с самим собой, которые и сформировали его. И он был во всем хорош. Сцена его изгнания была иной, нежели все ожидали. Не взрывной и уродливой, как сцена гнева с Рэйфом Файнсом (прим. переводчика - речь о фильме «Кориолан», снятого режиссером Файнсом, где он также исполнил роль Гая Марция). Том был очень порочным и резким, но в основе всего лежала печаль, что сделало его черты мягче и разбило нам сердце”.

Кориолан, гордый и непритязательный человек, который находит в себе силы склониться перед невежественностью тех, кому он служит, и платит кровавую цену за стремление сделать мир чуточку лучше. Его смерть почти как смерть мученика. Она не похожа на смерть воинов Древнего Рима. Не похожа на смерть Юлия Цезаря - от ударов мечами, предавших его, - нет. Кориолана “забивают” “после его предательства”, перерезая горло, предварительно подвесив за лодыжки. Режут горло как скотине на бойне, и только тело подергивается в такт крови, выплескивающей на пол…. и он остается в подвешенном состоянии…

В зале были дети, поэтому сцену слегка сократили, заставив детвору отвлечься на лепестки роз, падающих  в этот момент с потолка…

Что еще?

Гай-Том принимал настоящий душ на сцене, стоя под струями воды, лившейся сверху. Принимал, будучи обнаженным по пояс, сняв окровавленную рубаху, кожаные доспехи и маленький фиолетовый шарф, заправленный в рубашку, и смывая с тела грязь и кровь, а с души -  усталость. На невысказанный вопрос отвечаю – нет, он не был полностью обнажен, на нем были узкие джинсовые брюки.

А еще Гай-Том целовался со своим врагом Туллой-Хэйдли.  Дословно от посетителя премьеры спектакля: “ Я получила особенное удовольствие, наблюдая за тем, как Хэйдли Фрейзер целовал Тома Хиддлстона. Несколько раз. Это было слегка шокирующе из-за реалистичности и страсти в игре обоих. Но господа, а как же Шекспир?”

Да, эти моменты не были ранее озвучены ни в одной из театральных постановок. Начиная со второй части спектакля, отношения между этими двумя, из непримиримых и жестоких в своих поступках, становятся доверительными, - они делят одно дело, следуют одному порыву. Они становятся настолько близки, что персонаж Хэйдли в одной из сцен второго акта, стоя напротив персонажа Тома, говорит ему такую фразу:  “Когда я впервые увидел тебя, это было для меня более волнующе, чем когда я впервые увидел свою жену”

И если вы думаете, что досконально изучили трагедию, описанную Уильямом Шекспиром, помните, это не вся правда, о которой вы знаете. Ненависть, любовь, опасность, месть - «Donmar» вкладывает в это новый смысл, высветив одни и затемнив другие нюансы.
Безусловно, это трагедия. Хотя… Именно в этом и величие Шекспира

Написано по отзывам /  source

И отдельное спасибо @hollowcrownfans
После столь эмоционального спектакля еще и выдержать приставание таких фанатов, как я - дорогого стоит. Спасибо тебе за ответы на самые интересные, лично для меня, моменты. Спасибо, дорогая!


_______________________________________
Поиск и перевод:  athlonangel (Лилия), редактор: Фейхоа. Благодарность от britishboys.ru / britishboyfriends.blogspot.com. При полном или частичном копировании информации получение разрешения и активная ссылка на блог обязательны. Please credit if you use

1 комментарий:

  1. Классный отчет, автор столько эмоций пропустил через себя, и так интересно обо всем написал. Очень понравилось. Надеюсь, все увижу на сцене.

    ОтветитьУдалить